Описание города Вены накануне войны

СЕКРЕТНО. Экз. № 91 9. Объект № 2690 ОПИСАНИЕ г. ВЕНЫ. (Составлено 1.1.1941)

Географические координаты: северная широта- 48°13′, восточная долгота-16°23′ от Гринвича.

Высота над уровнем моря—155—250 м.”

Магнитное склонение—западное з°10′.

Расстояние от крупных населенных
пунктов

От Ковеля…………………690 км

От Белостока………….. 730 км

От Львова………………..600 км

От Минска……………….1 ооо км

От Киева …………………1 060 км

От Черновиц……………625 км

Вена-столица бывшей Австрии- входила на правах одной из 9 союз­ных земель в состав австрийской республики. Город расположен у восточного подножья Венского леса на нравом берегу р. Дунай и занимает площадь около 280 км2. Население г. Вены в 1926 г. сос­тавляло 1 872 тыс. человек (свыше 28 % всего населения Австрии).

Вена занимает чрезвычайно выгодное географическое положе­ние, что обеспечивает за ней крупное международное значение, как в экономическом отношении (главным образом в торговле), так и в культурном.

Вена является узлом важнейших путей сообщений, связывающих страны Центральной Европы и Балканского полуострова. Один (из них- р..Дунай, являющаяся единственной внутренней водной артери­ей, через которую проходит связь стран Центральной Европы с Балканскими странами, второй-железнодорожные линии, идущие от Балтийского моря через прорыв между Альпами и Карпатами в Средиземному морю.

Вена является крупным промышленным и железнодорожным цент­ром, стоящим наравне с другими крупными городами Европы, а также крупным речным портом. Промышленность Вены начала свое раз­витие одновременно с ростом Вены как крупного торгового центра, причем наряду с развитием крупной промышленности выдающееся значение получила средняя и легкая промышленность, особенно худо­жественно-ремесленное производство. По данным 1926 г., в Вене насчитывалось свыше 12 000 различных промышленных предприятий с общим числом рабочих около 195 000 человек, в то время как по всей Австрии, по тем же данном, насчитывалось 34 430 промышлен­ных предприятий с общим количеством рабочих 537 000 человек.

В Вене главным образок развиты металлообрабатывающая и ма­шиностроительная промышленности, производство подвижного желез­нодорожного состава, автомобилей и оптических инструментов. Зн­чительно развито также обувное производство, швейное, деревоотделочное и парфюмерное. Вена славится как центр художественно­ремесленного производства- особенно выделяется производство изящ­ных кожаных и металлических изделий.

Наиболее крупными предприятиями Вены являются машиностроительные, паровозо-вагоностроительные’ заводы и джутовые фаб­рики, расположенные на юго-восточной и северо-восточной окраинах города. Кроме того, в Вене хорошо развито печатное дело и за последние годы особенно большое развитие получила кинопромыш­ленность.

В Вене также развита военная промышленность- производство: орудий, танков, самолетов и других видов вооружения. Наиболее круп­ными предприятиями являются: военный арсенал, артиллерийские заводы «Велер» (на этих- заводах в 1937 г. Голландия заказывала противотанковые орудия), военный государственный завод, производящий винтовки, пулеметы, боеприпасы и различные взрывчатые ве­щества, самолето-моторостроительные заводы, химические заводы и главное депо, в котором хранятся огнеприпасы и взрывчатые вещества, а также производится ремонт оружия.

Железнодорожный узел. Вена является крупным железнодорож­ным центром, через нее проходят основные линия, связывающие – Балтийское море с Средиземным, а также линии, идущие с запада (Мюнхен, Нюрнберг) на восток (Будапешт и др.). В Вене имеется шесть крупных железнодорожных пассажирских станций, характер­ной особенностью которых является то, что они почти все тупиковые. Кроме того, имеется большое количество менее значите,льных пас­сажирских и товарных станцПй. В центральной и западной частях города имеются участки, где железнодорожные линии проходят под землей.

В районе венского железнодорожного узла имеется три моста через р. Дунай и несколько мостов через Дунайский канал, а также большое количество железнодорожных виадуков. Железнодорожные ‘мосты связршают основные магистрали: северную (Бреслау, Варшава) Т и восточную (Будапешт).

Речной порт. Вена является также крупным речным доргом на р. Дунай. Река Дунай, благодаря своей судоходности, связывает Вену со всеми странами Центральной Европы и Балканского полуострова. Навигация в районе Вены по Дунаю возможна на протяжении 300 дней в году. Новое русле Дуная имеет в среднем ширину около 300 м. Левый берег его имеет свободное для затопления водой пространство, шириной около 450 м, которое отделено от жилых построек пло­тиной.

Речной порт Вены имеет зимнюю гавань н большое количество портовых складов и Сооружений, расположенных на набережных по правому берегу реки. Кроме того, начиная от зимней гавани и кончая северней окраиной города, по правому берегу Дуная проходит желез­нодорожная линия, на которой имеется целый ряд портовых железно­дорожных станций.

Широковещательная радиостанция Вены расположена южнее го­рода, в Розенхюгеле. Рабочая волна радиостанции- 590 м, позыв­ные- «ОНL».

Дислокация частей:

На 1.1.1941 года в Вене Дислоцировались следующие войсковые части и соединения: штаб 5 армейской группы, штабы XVI, XVII и XIX армейских корпусов, штабы 109-й и 112-й пехотных дивизий, 2 мотомехполк и мотомехполк неустановленной нумерации, 1-й зенитный дивизион 1-го зенитного полка.

На военном аэродроме Асперн базировались 2-я группа 154-й бом­бардировочной эскадры и 2-я группа 134-й истребительной эскадры. Кроме того, в Вене находились штабы командования XVII воздуш­ного района, воздушной дивизии и 4 воздушного флота. Всего в районе Вены расположено около шести аэродромов.

ПВО:

В отношении ПВО Вены имеются сведения о том, что в городе и окрестностях устанавливаются зенитные орудия для обороны наиболее важных объектов. По данным от 10.11.40 и 3.12.40, зенитные орудия установлены в следующих пунктах: на косе, при впадении Дунайского канала в р. Дунай (в районе зимней гавани), на железнодорожном мосту, на мосту «Райхебрюкке», на зданиях арсенала, на крыше большого жилого дома, расположенного непосредственно западнее железнодорожной станции «Вена-Хайлигенштадт», и на зданиях Северного вок­зала.

На железнодорожном мосту зенитные орудия установлены на спе­циальных площадках, построенных на боковых дугообразных фермах на самом верху их, по всей ширине моста.

На мосту «Райхебрюкке» зенитные орудия также установлены на верхних площадках (на концах моста), расположенных над боковыми фермами моста.

В окрестностях Вены зенитные орудия установлены юго-восточ­нее города в районе аэродрома Швехат (объект № 18а)- около 5 ору­дий и севернее Вены, у населенного пункта Каленберг, на горе рас­положено несколько орудий. (Примерные координаты этой точки: северная широта- 48°16′ и восточная долгота-16°19′ от Гринвича).

Характеристика основных объектов

Аэродром Асперн. Аэродром расположен в 9 км восточнее Вены, северо-восточнее населенного пункта Асперн. Географические координаты: северная широта- 48°13′ и восточная долгота- 16°31′ от Гринвича. Высота над уровнем моря- 155 м. Магнитное склонение- западное -4.00′ (1931). Аэродром имеет форму прямоугольника, вытянутого е северо-востока на юго-запад. Севернее аэродрома проходит железнодорожная линия, от которой к аэродрому подведена железнодорожная ветка, идущая по его западной границе. Общие размеры аэродрома- 1 700X700 м. На аэродроме имеется радио- пеленгаторная станция. Раньше, до войны 1939 г., аэродром был гражданским, а в настоящее время используется военно-воздушными силами.

Кроме этого, имеются сведения о существовании в районе Вены еще пяти аэродромов.

Первый аэродром расположен непосредст­венно юго-западнее Вены в предместье Гитцинг, используется граж­данской авиацией.

Второй аэродром расположен в 11 км к юго- юго-востоку от Вены, восточнее населенного’ пункта Пеллендорф. На аэродроме имеются большие каменные белые ангары и другие по­стройки. Аэродром используется военно-воздушными силами.

Третий аэродром расположен в 20 км к юго- востоку от Вены в районе населенных пунктов Грамматнойзидль и Эбергассинг.

Четвертый аэродром расположен в 17 км юго- восточнее Вены, непосредственно северо-западнее д. Шонау.

Пятый аэродром расположен в 14 км юго- восточнее Вены, между населенными пунктами Швехат и Фишаменд.

Все последние аэродромы нанесены на карту приближенно.

Военный арсенал. Арсенал расположен в южной части города, непосредственно восточнее пассажирской железнодорож­ной станции «Восточная». Вся территория арсенала обнесена кирпич­ной стеной и охраняется. На Территории арсенала находятся большие механические мастерские, которые производят оборку танков, орудий, транспортных телег и т. д., кроме того’, там расположены воинские частп и штаб XVII армейского корпуса. В настоящее время на зданиях арсенала установлены зенитные орудия. Общие размеры тер­ритории арсенала—1 250 х 1 ооо м.

Самолетостроительный завод. Расположен на восточной окраине города, в 3 700 м восточнее железнодорожной стан­ции «Северная», на левом берегу старого русла р. Дунай. Завод выпускает истребители по лицензиям Меесершмитт.

Кроме того, в Вене еще имеется моторостроительный завод и в Фишаменде (20 км юго-восточнее Вены)—авиационный завод, который в настоящее время переоборудуется.

Электротехнический завод «Сименс». Завод рас­положен на северо-восточной окраине города, в предместье Флоридсдорф, непосредственно юго-западнее станции Леопольдау. Завод зани­мает территорию 800 X 300 м и охраняется.

Крупный химический завод расположен северо-восточнее электро­технического завода, за железнодорожной линией. Общие размеры территории завода- 750X500 м.

Западнее этих двух заводов расположено большое количество всевозможных заводов и фабрик.

Газовый завод  расположен в юго-восточной части города в предместье Зиммеринг, юго-западнее железнодорожного моста через Дунайский канал. Общие размеры территории завода-700 X 400 м.

Вдоль юго-восточной границы завода проходит железнодорожная линия, за которой расположены: большая электростанция, механический завод и химический завод.

Завод металлических конструкций  расположен восточнее Вены, на северной окраине предместья Штадлау, у стыка железнодорожных линий. Завод занимает территорию размерами 500 X 300 М.

Азбестовый завод расположен севернее завода металлических конструкций, за железнодорожной линией.

Железнодорожная станция «Франца Иосифа»  расположена в северной части города на правом берегу Дунайского канала. Со станции «Франца Иосифа» поезда идут в направлении на Пильзен, Прагу. Общие размеры, территории станции- 1 000 X 200 м.

Железнодорожная станция «Северная» располо­жена в северо-восточной части Вены между р. Дунай и Дунайским: каналом. Общие размеры территории станции- 1 200 X 600 м.

Железнодорожная станция «Северо-Западная»-  расположена северо-западнее железнодорожной станции «Северная». Общие размеры территории станции- 1 400 X 250 м.

С этих станций («Северной» и «Северо-Западной») поезда идут в направлениях на Прагу, Брно и Моравска-Острава. Имеются сведения о том, что на территории этих станций расположены заводы.

Железнодорожная станция «Восточная»- распо­ложена в южной части Вены, между арсеналом и железнодорожной станцией «Южная». Общие размеры территории станции—1 250 х 350 м. С железнодорожной станции «Восточная» поезда идут в направлении на Будапешт и Белград.

Железнодорожная станция «Южная» расположена непосредственно западнее «Восточной» станции. Общие размеры терри­тории станции- 1 100X200 м. С железнодорожной станции «Южная» поезда идут в направлении на Венецию и Триест.

Железнодорожная станция «Западная» располо­жена в юго-западной части города. Общие размеры территории стан­ции-1 600 х 200 м. С железнодорожной станции «Западная» поезда идут в направлении на Мюнхен и Париж.

Зимняя гавань расположена юго-восточнее города, у слияния Дунайского канала с р. Дунай. В районе зимней гавани имеется железнодорожная станция, различные склады и большое количество нефтехранилищ. Нефтехранилища расположены по правому берегу Дуная, от зимней гавани до железнодорожного моста «Восточ­ный», на протяжении 3—4 км. Кроме того, восточнее зимней гавани, на левом берегу Дуная, за дамбой строятся новые нефтехранилища и нефтеперегонный завод. Нефтехранилища маскируются зелеными матами, которые закреплены по краям крыши хранилища и опущены на землю приблизительно под углом 45°, где также закреплены кольями, на крыше навален кустарник. Издали такое хранилище выглядит как холм.

Далее на северо-запад от зимней гавани и нефтехранилищ, вплоть до начала Дунайского канала, по правому берегу Дуная расположены различные набережные речного порта с всевозможными складами. По правому берегу Дуная проходит железнодорожная линия, соеди­няющая зимнюю гавань с набережными и складами речнох’о порта.

Метеорологические данные

Климат района г. Вена характеризуется как средне-европейский- умеренный, к востоку- несколько континентальный, с вполне доста­точным количеством осадков (от 600 до 800 мм в год).

В горной части климат принимает характер средне-европейского горного климата- с солнечною и теплою осенью и зимой и прохлад­ной и дождливой весной и летом.

Количество осадков на западных склонах гор возрастает до 500 мм. В горных долинах часто дуют сухие теплые нисходящие ветры—фёны.