Юферов Геннадий Семенович

Юферов Геннадий Семенович, 1922 г.р., уроженец города Иланска Красноярского края. Кадровый офицер. На момент последнего вылета лейтенант, летчик старший 58-го бомбардировочного авиационного полка 276-й бомбардировочной авиационной дивизии, 13-й Воздушной Армии. 2 февраля 1944 года не вернулся с выполнения боевого задания на самолете ПЕ- 2. Самолет с экипажем упал в болото в районе Туду (Реквере), Эстония [1].

Из наградного листа:

Приказом № 01 от 27.01.1943 года по 58 Краснознаменному пикирующему бомбардировочному авиационному полку 6 Воздушной Армии Северо- Западного фронта.

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю медалью «За отвагу»:

  1. Пилота 2 авиаэскадрильи- старшего сержанта Юферова Геннадий Семеновича за то, что он, участвуя в боях с немецкими захватчиками на Северо- Западном фронте, при сильном противодействии ЗА противника, совершил 14 боевых вылетов, из них 10 успешных боевых вылетов, которыми нанес противнику большой урон в техники и живой силе. Совместно с другими экипажами за семь налетов на аэродром Глебовщина уничтожил и повредил до 38 транспортных самолетов противника Ю- 52, последующими успешными боевыми вылетами совместно с другими экипажами, разрушил переправу через реку Ловать и уничтожил склад с боеприпасами при бомбометании артпозиций в районе Бяково.

1922 года рождения, член ВЛКСМ, русский, кадровый, в Красной Армии с 1940 года[2].

Из наградного листа:

Юферов Геннадий Семенович, младший лейтенант, летчик старший 2-й АЭ 58-го Старорусского ордена Красного Знамени бомбардировочного авиаполка. Представляется к ордену «Красное Знамя». 1922 г.р., русский. В Красной Армии с 1940 года. Член ВЛКСМ с 1939 года. Участвует в Отечественной войне с 28.5.1942 года на Северо- Западном фронте. Ранений и контузий не имеет. Ранее награжден медалью «За отвагу» за участие в Отечественной войне в 1943 году. Кадровый офицер.

     За время Отечественной войны с 28.5.42 года на Северо- Западном фронте всего совершил 27 боевых вылетов на самолете ПЕ- 2, в качестве ведомого, с налетом 44 часа. 23 минуты. За первые 14 боевых вылетов, из них 10 успешных, награжден медалью «За отвагу». За период с первого награждения совершил 13 боевых вылетов, из них 12 успешных.

     На Северо- Западном фронте показал себя, как один из лучших молодых летчиков и уже выросшего в старшего летчика. Преданность Родине, мужество и отвага, постоянное изучение материальной части и летного дела, повседневная боеготовность, завершались успешно в каждом боевом полете.

     За период боевой работы не было случаев привоза бомб, потери ориентировки или не выхода на цель. Хорошо владеет техникой пилотирования самолета ПЕ- 2. умелое произ-водство противозенитного маневра помогали привести подбитый самолет на аэродром или выполнить боевое задание при сильном противодействии ЗА и ИА противника. Наиболее эффективные вылеты были:

  1. 25.1.43 года- в составе звена бомбардировал склады в районе Верехницы, где уничто-жено 3 склада с боеприпасами (фотофильм № 8).
  2. 21.2.43 года- в составе группы 8- ми самолетов ведомым бомбардировал, при сильном огне ЗА противника, железно- дорожную станцию Тулебля, где совместно с группой было уничтожено: 5 товарных вагонов, 7 мелких и 3 средних склада с боеприпасами, повреждено 5 вагонов. (Фотофильм № 17- 18).
  3. 27.2.43 года- в составе 9- ки ведомым бомбардировал с двух заходов пункт Севриково. Группой уничтожено: 5 дзотов, до 5- ти огневых точек, расположенных в окопах. (Фотофильм № 34).
  4. 27.2.43 года- во вторичном боевом вылете в составе 9- ки, при наличии противодействия ЗА и ИА противника, бомбардировал в районе Жуково огневые точки и скопление живой силы. Группой уничтожено: до 6-и дзотов, 4-х блиндажей и несколько окопов. (Фотофильм № 39).
  5. 28.2.43 года- в составе 9- ки с двух заходов бомбардировал огневые точки и укрепления противника в районе Зуи и Зехино. Уничтожено: до 10- и дзотов и до 4-х землянок. (Фотофильм № 45).
  6. 5.3.43 года- в составе 9- ки произвел бомбардировочный налет на рощу и пункт Лисьи Горки, при сильном противодействии огня противника уничтожено: 1 автомашина с войсками до 30-и гитлеровцев. (Фотофильм № 51).

По докладу экипажей уничтожено: артбатарея и до 5-ти огневых точек. За успешный налет летному составу командующим 6 ВА объявлена благодарность. (Шифр- телеграмма № 1290/1291 от 5.3.43 года).

Его самолет получил повреждение от огня ЗА (выведен из строя один мотор), благодаря грамотному и умелому самолетовождению, был приведен на аэродром Юферовым и благополучно произвел посадку.

  1. 7.3.43 года- в составе 5 самолетов, в сложных метеоусловиях, произвел налет на казармы станции Тулебля. Уничтожено группой: 4 дома, 5 складских сараев и до 6-ти землянок. (Фотофильм № 62).
  2. 15.3.43 года- в составе 9-ки совершил внезапный налет на аэродром Сольцы, задание выполнено отлично. Группой выведено из строя: взлетные полосы. Уничтожено- 2 самолета, до 6-и автомашин, 3 зенитные пулеметные точки, здание метеостанции, до 100 метров телефонной линии и повреждено полотно железной дороги (Фотофильм № 66).

За отличное выполнение боевого задания командующим 6 ВА объявлена благодарность. (Приказ № 056 от15.3.43 года).

  1. 21.8.43 года- выполняя боевое задание, идя в строю ведущего звена 9-ки, при сильном огне ЗА противника, на боевом курсе его самолет стало отсекать зениткой, это грозило невыполнением задания и снижение эффективности бомбардировочного удара ведущего звена по ангарам Старорусского аэродрома. Товарищ Юферов умелым противозенитным маневром вывел самолет из опасной зоны ЗА и в момент сбрасывания бомб пристроился к звену и вместе со звеном бомбардировал указанную цель. Благодаря умению и мужеству было выполнено задание и сохранен экипаж и самолет, который до цели был поврежден. Только ведущим звеном произведено 5 прямых попаданий в три ангара и уничтожено несколько огневых точек. (Фотофильм № 16).
  2. 22.8.43 года- в составе 8-ки бомбардировал артминометные позиции переднего края обороны в роще, что западнее Чириково, группой уничтожено: 8 огневых точек, 4 блиндажа, 1 орудие и 7 попаданий по траншеям и блиндажам. Задание выполнялось в более интенсивном и метком огне ЗА противника, чем когда- либо. У самолета был подбит руль поворота, пробит бак и ряд других повреждений, но мужественный летчик привел самолет на свой аэродром.

     Во второй вылет, выполняя боевое задание в составе 6-и самолетов, также успешно был произведен бомбардировочный удар в районе той же цели, уничтожено: 3 землянки, до 7 огневых точек и 2 орудия. (Фотофильм № 26).

     Со стороны ЗА противника противодействие было также сильное, но экипажи использовали облачность и ухода в тыл противника, уклонились от огня ЗА и прикрылись облачностью, перешли линию фронта.

     За успешные действия в течении дня Командующим Северо- Западным фронтом объявлена благодарность. За проявленную стойкость, мужество и отвагу при выполнении боевых заданий командования на фронте с немецкими захватчиками, достоин Правительственной награды орден «Красное Знамя».

Подписали: врио командира 58 Старорусского ордена Красного Знамени БАП майор Аниськин, начальник штаба 58 Старорусского ордена «Красного Знамени БАП майор Лысенков.29.08.1943 года[3].

[1] ЦА МО РФ, учетно- послужная карточка Юферова Г.С.

[2] http:/ www. podvignaroda.ru/?n=21224035/

[3] http://www.podvignaroda.ru/?n=17404617.